Как работают коллекторы
Новости связанные с Коллекторами уже не так тревожат нас, а буквально недавно разразилась серия “скандалов” по всей России. Эти случаи показали нам как обстоят дела на самом деле, и только после этого начались подвижки в принятии нового законопроекта, так называемого “Закона о коллекторах”. Сегодня банки нашли новые лазейки, и случаи с неправомерными действиями все равно происходят, но радует то, что закон способствовал “чистке” каллекторских агентств.
Содержание
Должники и Коллекторы
Новый закон значительно ограничивает известные методы работы коллекторов. Крупный штраф, в частности, может быть наложен за назойливые звонки, письма, в том числе электронные, угрозы и психологическое давление. В последние два года спрос на услуги коллекторов рос вместе с “плохими” долгами. К концу 2016 года задолженность россиян с просрочкой платежей по кредитам более трех месяцев перевалила за 1,23 триллиона рублей.
Вернуть эти деньги практически невозможно, а банкам нужно очищать свои портфели, что они и делают, в том числе, продавая плохие долги коллекторам.
Их деятельность, по сути, ничем не регламентировалась, а методы работы некоторых взыскателей часто сравнивали с теми, что применяли рэкетиры в начале 1990-х. В январе 2016 года МВД России, например, заявляло о десятках тысяч поступивших к ним жалоб граждан на деятельность коллекторских агентств.
А после инцидента в Ульяновске, когда один из коллекторов бросил в окно должника бутылку с зажигательной смесью, из-за чего пострадал двухлетний ребенок, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила и вовсе приостановить деятельность коллекторских агентств. Во всяком случае, до принятия специального закона.
“Законом о коллекторах”
Этот документ вводит в правовой оборот понятие “профессиональное взыскание”, предусматривает обязательный учет коллекторских агентств и, что, пожалуй, особенно важно для задолжавших банкам граждан, жестко регламентирует коммуникации профессиональных взыскателей с должниками. С 1 января 2017 года коллекторы не вправе звонить должникам чаще восьми раз в месяц, двух раз в неделю и одного раз в сутки.
Запрещены ночные звонки – с 22 до 8 часов в рабочие дни и с 20 до 9 в выходные. Личные встречи взыскателя с должником также ограничены одним разом в неделю. Категорически запрещено звонить и встречаться с должниками, если они признаны банкротами, недееспособными или являются инвалидами 1-й группы, несовершеннолетними или находятся на лечении.
Кроме того, закон предусматривает для заемщика возможность вообще отказаться от взаимодействия с коллектором.
По истечению 4 месяцев с даты возникновения просроченной задолженности и спустя 2 месяца с даты вынесения судебного решения о взыскании, должник может направить соответствующее заявление. С момента его получения коллекторам запрещено беспокоить должника и взыскать долг можно только с помощью судебных приставов.
Заниматься профессиональным взысканием долгов и контактировать с должниками теперь смогут только состоящие в едином государственном реестре организации. Для этого чистые активы агентства по взысканию должны составлять по меньшей мере 10 миллионов рублей, и на эту же сумму взыскатель обязан застраховать ответственность перед должниками. Полная информация о компаниях, занимающихся коллекторской деятельностью, должна находиться в открытом доступе.
Репутация коллекторов
С появлением реестра каждое коллекторское агентство будет дорожить своей репутацией, чтобы не быть исключенным из реестра, потому что банки будут сотрудничать только с теми, кто находится в его составе. Закон вводит ответственность кредитора. Соответственно, банк, передавая долги в работу коллекторскому агентству, также несет ответственность за то, кому он его передал. И в результате банки будут работать только с профессионалами. Профессионалы также будут дорожить своей репутацией.
Потому что при более чем двух случаях нарушения закона они будут лишаться статуса профессионального взыскателя и исключаться из реестра. Коллекторы будут больше заинтересованы в качестве проведения переговоров, чем в попытках любой ценой повысить эффективность взыскания.
Теперь, когда закон вступает в силу, эта практика прекратится?
Соответственно, они также подписывают договор, в рамках которого разрешают передачу своих персональных данных кредитору и профессиональным взыскателям. Но опять же закон, защищая интересы заемщиков, предусматривает возможность их отказа от взаимодействия с взыскателями, и ею, мы прогнозируем, будут активно пользоваться. Во-вторых, заемщики очень часто при получении кредитов, особенно нерадивые заемщики, указывают посторонние контакты.
И не всегда банк может проверить, кому они принадлежат. Соответственно, коллектор, позвонив и узнав, что это не должник, будет удалять эти данные из базы. Очень часто еще, помимо всего прочего, должники меняют номера телефонов.
А какие-то санкции для нарушителей предусмотрены законом?
Это фактически признание его банкротом. Оно не сможет больше осуществлять свою деятельность. В любом случае, закон пойдет на пользу как заемщикам, так и профессиональным взыскателям. Скажем так, уйдут с рынков случаи некорректного общения, надписей в подъездах и т. д. Профессиональные взыскатели этого не применяют в работе уже сейчас.
В нашей ассоциации 43 коллекторских профессиональных агентства, которые придерживаются отраслевого кодекса этики.
Соответственно, мы в контрольном комитете контролируем процесс взыскания не только на соответствие законодательству, но и на соответствие еще более строгому кодексу этики. Законом довольны только профессиональные агентства. Во-первых, потому что должен снизиться негативный фон, создаваемый недобросовестными или “серыми” коллекторами. Коллекторский рынок будет чуть более ограничен, чем до этого.
Соответственно, эффективность взыскания по некоторым показателям, скорее всего, снизится, но в любом случае, это большой шаг к цивилизованному и правильному финансовому рынку в части взыскания просроченной задолженности, – полагает Евгений Коровин.
За нарушения коллекторами требований, указанных в Законе “О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов”, введены штрафы в размере от 50 тысяч до 500 тысяч рублей. А штраф за незаконную деятельность по возврату проблемной задолженности компанией, не включенной в единый реестр коллекторских агентств, может составить 2 миллиона рублей.
Банки нашли способ обойти закон о коллекторах
Теоретически этот документ позволяет кредиторам самим устанавливать частоту взаимодействия при реструктуризации просроченной задолженности. Однако на деле дополнительное соглашение подписывают еще до наступления факта просрочки. В частности, так делают Московский кредитный банк и Тинькофф-банк.
Банкиры оправдывают свои действия тем, что дополнительное соглашение необходимо не для увеличения числа контактов, а на случай технических неполадок или установления критериев успешности диалога с клиентом.
Однако сами коллекторы опасаются, что использование банками лазейки может вызвать претензии регулятора, которым является Федеральная служба судебных приставов. Теоретически это ведомство может привлечь коллекторов к административной ответственности и в конечном счете исключить из реестра. Из опрошенных изданием агентств лишь «Эверест» воспользовался возможностью чаще встречаться с должниками.
Закон о защите прав физлиц при взыскании долгов
Там указали, что «при проведении каждой из проверок должностными лицами в целях соблюдения баланса интересов обеих сторон данных правоотношений будут изучены все доводы обращений, представленные доказательства и сведения».
Микрофинансовые организации (МФО) придумали способ обойти правило не беспокоить должника в ночное время. Теперь они делают рекламные рассылки по ночам с информацией о новых продуктах, дополняя их напоминанием погасить задолженность.
Формально при этом они закон не нарушают.
Документы и аудиозаписи, подтверждающие общение коллекторов с должниками, должны храниться три года.
Красноярских коллекторов наказали за угрозы должникам
Две красноярские фирмы, занимающиеся возвратом просроченной задолженности, заплатят штраф в размере 50 тысяч рублей каждая за навязчивые звонки их сотрудников и оскорбления в адрес должников.
По данным приставов, к ним начали поступать обращения от красноярцев, которые жаловались на притязания сотрудников этих фирм: коллекторы звонили им днем и ночью, давили психологически, угрожали, унижая честь и достоинство.
В подтверждение своих слов несколько должников представили записи телефонных разговоров.
Таким образом, в ходе работы с должниками обе коллекторские компании нарушили статью 7 Федерального закона “О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности о внесении изменений в Федеральный закон “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”.
Источники:
- https://rg.ru/sujet/3651/
- http://fingeniy.com/zakon-o-kollektorax-s-1-yanvarya-2017/
- http://www.rbc.ru/business/01/06/2017/592fa22d9a79471118208d3c
- https://www.svoboda.org/a/28203922